Бога ради, не нерадите о молитве. "Бдите и молитеся, да не внидете в напасть",- учит Сам Спаситель. Молитва потребна всем и каждому, а нам, монахам, она как пища и питие необходима; без нее мы жить не можем. Молитва - это спасительный щит,которым все стрелы вражии отражаются. Когда Моисей простирал руки, Израиль побеждал Амалика. Так и мы, если будем непрестанно простирать ко Господу наши молитвы - не победит нас дьявол. Подумайте, Сам Христос молился, и как молился? До кровавого пота, и явися Ему ангел с небесе, укрепляя Его к предстоящему подвигу. Вот образ, которому мы должны следовать, и милость и помощь небесные всегда будут с нами и всегда поддержат, помогут, укрепят.
"Просите, - говорит Господь,- и дастся вам; ищите, и обрящите; толцыте, и отверзется вам". Вот как сильна молитва. Но какая? Молитва, достойная Господа Бога и должным образом Ему возносимая. Молиться нужно разумно и со вниманием, смиренно и с усердием, непрестанно и с упованием. Самое первое, о чем мы должны молиться, это - Господи, научи ны молитися. Молитвы наши только тогда бывают приятны Господу и благоплодны для нас, когда мы просим действительно нужного и полезного душе нашей, а этого нужного и полезного часто не знаем, потому-то и следует прежде всего просить Господа: "Научи ны молитися".
Спаситель, научая нас молитве, говорит:"Егда молишися, вниди в клеть твою и, затворив двери твоя, помолися Отцу твоему". Клеть есть сердце наше; если хотим достойно молиться, мы должны изгнать из него все внешние посторонние попечения и все чувства свои устремить ко Господу. Слова, произносимые только языком, а не сердцем и душею, не достигают до слуха Божия. Господь внимает не устам нашим, а сердцу сокрушенному и смиренному. Иногда одно только воздыхание, от души и чистого сердца вознесенное, приятнее Господу продолжительного чтения молитв, где только язык один говорит, а сердце холодно и немо. "Хощу пять словес умом моим глаголати...нежели тмы словес языком"-, учит святой апостол.
Истинно сердечная молитва всегда бывает смиренна, она единственно только на милость и благость Божию уповает, а никаким своим заслугам цены не дает, да и не находит их в себе. Она детски проста, доверчива и дерзновенна, как вопль почтительных детей к любимому отцу. "Батюшка, помилуй! Родимый, Кормилец, помилуй!"- молился святитель Тихон Задонский со слезным умилением. Вот она, истинно сердечная-то молитва. Здесь все: и сознание своей немощи, и недерзновенное упование на всесильную помощь Божию, и истинная любовь ко Господу, и полная, живая и крепкая вера в милость Его. Вот таких-то свойств и должны мы достигать в нашей молитве.
Как это можно непрестанно молиться? Это не значит, по учению отцов и подвижников, чтобы всегда стоять да класть поклоны, а - про себя или умом, или устами взывать ко Господу или святым Его. И ежели и стоять, да в рассеянии быть, телом молиться, а умом что-нибудь земное созерцать - труд бесполезный, как древо без плода. Восстав поутру, первое дело - сотворите молитву. Без молитвы никуда не выходите, хотя бы в коридор за водой. Занимаетесь ли рукоделием или ходите, имейте непрестанно в устах молитвы, говорите: " Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешную; Матерь Божия, заступница наша, милостива буди мне, недостойной; ангеле Божий, хранителю мой добрый, не отступай от меня". Дело в руках - молитва в устах, в уме, в сердце.
Если хочешь достигнуть смирения, соблюдай в общении с сестрами следующее правило пророка: Аз же яко глух не слышах и яко нем не отверзаяй уст своих. Если случится, что кто-нибудь смутит тебя, вспомни следующее правило: РЕх: сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим, и другое: смятохся и не глаголах. Не подражай тем, которые недугуют строптивостью, и не обращай внимания на их речи, как бы не слышишь их и не замечаешь.
Один старец, вставший а правило ночью, услышал голос трубы, как бы на войне. Смущенный этим, думал он сам с собою: "Откуда бы такой голос? Солдат здесь нет, войны не бывало". Тогда как размышлял он таким образом, подходит к нему демон и говорит:" Точно идет война; если ты не хочешь воевать и терпеть, чтобы на тебя нападали, ступай спи и не увидишь нападения". Вспомним при этом притчи Спасителя о плевелах и о десяти девах, имеющих в полунощи услышать глас Жениха; вспомним святого апостола Петра, по преданию, встававшего каждую полночь оплакивать содеянный им и прощенный уже грех; вспомним апостола Павла с Силою, молившихся в темнице; припомним, наконц, все те и гибельные, и благодетельные для человечества события библейской и церковной истории,коих свидетельницею была полночь, - и мы поймем важность полуночной молитвы и, следуя совету одного подвижника, будем в эту пору молиться с горячим чувством. "Когда в глубокую полночь, - говорит он, - почувствуешь ты побуждение к молитве, встань с одра своего, мой сын, встань, не ленись! Знай, что в это время зовет тебя твой ангел-ханитель и хочет молиться с тобою."